Bug 39878 - [patch] Слишком мелкий шрифт
Summary: [patch] Слишком мелкий шрифт
Status: CLOSED FIXED
Alias: None
Product: Sisyphus
Classification: Development
Component: lightdm-gtk-greeter (show other bugs)
Version: unstable
Hardware: x86_64 Linux
: P5 normal
Assignee: manowar@altlinux.org
QA Contact: qa-sisyphus
URL:
Keywords:
Depends on:
Blocks:
 
Reported: 2021-04-05 15:06 MSK by Sergey V Turchin
Modified: 2021-04-09 15:31 MSK (History)
3 users (show)

See Also:


Attachments
патч (550 bytes, patch)
2021-04-05 15:06 MSK, Sergey V Turchin
no flags Details | Diff
Экран 800х600, DPI 96x96 (420.18 KB, image/png)
2021-04-09 10:13 MSK, Sergey V Turchin
no flags Details
font-name=Sans 10. На мой взгляд, самое привычное. (28.91 KB, image/png)
2021-04-09 11:37 MSK, manowar@altlinux.org
no flags Details
font-name=Sans 12. На такое я ещё готов согласиться. (30.73 KB, image/png)
2021-04-09 11:38 MSK, manowar@altlinux.org
no flags Details
font-name=Sans 14. А вот такое умолчание считаю уже недопустимым. (31.78 KB, image/png)
2021-04-09 11:40 MSK, manowar@altlinux.org
no flags Details

Note You need to log in before you can comment on or make changes to this bug.
Description Sergey V Turchin 2021-04-05 15:06:41 MSK
Created attachment 9270 [details]
патч

По умолчанию уж слишком малюсенький шрифт при наличии кучи места на экране.
Прилагаю патч.

P.S.
А alterator-browser-qt тоже уже увеличен с 12 до 14 по умолчанию.
Comment 1 manowar@altlinux.org 2021-04-08 19:02:21 MSK
Слушай, на мой взгляд, шрифт просто ГИГАНТСКИЙ. Может это быть связано с тем, что я проверяю в виртуалке и там неправильно определяется dpi? А может быть у тебя неправильно определяется dpi?

Вообще, если мерить в натуральных единицах, то кегль в 14 пунктов действительно уже повышенный: для беглого чтения без хватает 12.
Comment 2 Anton Farygin 2021-04-08 19:07:18 MSK
Это сильно зависит от зрения, я вот 12 могу уже и не разглядеть.
Comment 3 Sergey V Turchin 2021-04-09 10:11:06 MSK
> ГИГАНТСКИЙ
Скриншот можно?
Comment 4 Sergey V Turchin 2021-04-09 10:13:47 MSK
Created attachment 9284 [details]
Экран 800х600, DPI 96x96
Comment 5 Sergey V Turchin 2021-04-09 10:14:56 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #4)
> Создано вложение 9284 [details] [подробности]
> Экран 800х600, DPI 96x96
Это моя виртуалка. На реальной машине по соотношению шрифт гораздо мельче.
Comment 6 Sergey V Turchin 2021-04-09 10:17:20 MSK
> Может это быть связано с тем, что я проверяю в виртуалке
https://www.youtube.com/watch?v=-Ui4prpCZ0w ;-)
Comment 7 manowar@altlinux.org 2021-04-09 11:37:52 MSK
Created attachment 9285 [details]
font-name=Sans 10. На мой взгляд, самое привычное.
Comment 8 manowar@altlinux.org 2021-04-09 11:38:44 MSK
Created attachment 9286 [details]
font-name=Sans 12. На такое я ещё готов согласиться.
Comment 9 manowar@altlinux.org 2021-04-09 11:40:21 MSK
Created attachment 9287 [details]
font-name=Sans 14. А вот такое умолчание считаю уже недопустимым.

Со шрифтом такого размера весь DM выглядит карикатурно.
Comment 10 manowar@altlinux.org 2021-04-09 11:45:45 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #5)
> > Экран 800х600, DPI 96x96
> Это моя виртуалка. На реальной машине по соотношению шрифт гораздо мельче.

Если так, то нельзя же наугад ставить умолчание, да ещё и в коде на C. Хотя бы через конфиг. Умолчание должно соответствовать нормальному размеру для большинства пользователей.

Второй момент. После очередного обновления до p9 на реальной машине у меня изменился шрифт в Enlightenment. И сколько я ни пытался настроить привычный размер --- и dpi менял, и масштабный коэффициент менял, --- всё напрасно.
Comment 11 Sergey V Turchin 2021-04-09 11:50:17 MSK
> Если так, то нельзя же наугад ставить умолчание,
Да. Угадывать прошлое тысячелетие с мониторами 640х480 уже поздновато.

> Умолчание должно соответствовать нормальному размеру для
> большинства пользователей.
Это FullHD.
Comment 12 Sergey V Turchin 2021-04-09 11:51:41 MSK
> Со шрифтом такого размера весь DM выглядит карикатурно.
Отлично выглядит. Хоть чуть-чуть пользы на всём экране.
Comment 13 Sergey V Turchin 2021-04-09 11:55:11 MSK
Вообще, я бы и с пиктограммами не заставлял пользователей играть в снайпера, но уже вижу, что и со шрифтом ещё бодаться.
Comment 14 manowar@altlinux.org 2021-04-09 12:25:52 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #11)
> > Если так, то нельзя же наугад ставить умолчание,
> Да. Угадывать прошлое тысячелетие с мониторами 640х480 уже поздновато.
> 
> > Умолчание должно соответствовать нормальному размеру для
> > большинства пользователей.
> Это FullHD.

FllHD с какой плотностью? Ты же понимаешь, я надеюсь, что 14 px на уличном рекламном экране full hd и 14 px на экране смартфона full hd это как слон и муха?
Comment 15 Sergey V Turchin 2021-04-09 12:33:54 MSK
> FllHD с какой плотностью? Ты же понимаешь, я надеюсь, что 14 px на уличном
> рекламном экране full hd и 14 px на экране смартфона full hd это как слон и
> муха?
Тебе кажется. Особенно sddm на этих экранах. ;-)

Из реальности: посмотри на мониторе 4K -- вопрос отпадёт напрочь.
Comment 16 Sergey V Turchin 2021-04-09 12:34:44 MSK
> sddm
Ой, lightdm. У sddm всё ок. :-)
Comment 17 Anton Farygin 2021-04-09 12:38:46 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #9)
> Создано вложение 9287 [details] [подробности]
> font-name=Sans 14. А вот такое умолчание считаю уже недопустимым.
> 
> Со шрифтом такого размера весь DM выглядит карикатурно.

Мне вот прямо классно шрифт такого размера. А что мы, место экономим на экране входа ?

Почему оно должно быть мельче ?
Comment 18 Repository Robot 2021-04-09 12:47:47 MSK
lightdm-gtk-greeter-2.0.7-alt6 -> sisyphus:

 Fri Apr 09 2021 Paul Wolneykien <manowar@altlinux> 2.0.7-alt6
 - Switch the default background to
   /usr/share/design/current/backgrounds/xdm.png.
 Thu Apr 08 2021 Paul Wolneykien <manowar@altlinux> 2.0.7-alt5
 - Set hide-cancel-noprompt to true by default.
 - Fixed hiding "Cancel" on auth complete when hide-cancel-noprompt
   is set to false.
 Wed Apr 07 2021 Paul Wolneykien <manowar@altlinux> 2.0.7-alt4
 - Increase the default font size to 12 pt (closes: 39878).
 - Reduced patch for the promt-driven greeter (no password/pin change,
   no user switch via dm-tool).
 Mon Mar 29 2021 Paul Wolneykien <manowar@altlinux> 2.0.7-alt3
 - Don't require any themes.
 - Restart the greeter when the user selects a different language
   from the menu (patch).
Comment 19 manowar@altlinux.org 2021-04-09 12:50:16 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #15)
> > FllHD с какой плотностью? Ты же понимаешь, я надеюсь, что 14 px на уличном
> > рекламном экране full hd и 14 px на экране смартфона full hd это как слон и
> > муха?
> Тебе кажется. Особенно sddm на этих экранах. ;-)
> 
> Из реальности: посмотри на мониторе 4K -- вопрос отпадёт напрочь.

Говорим о новых технологиях, а сами dpi не можем нормально настроить. А если его всё-таки настроить правильно, то шрифт размером 14 пунктов будет высотой ~5мм на любом экране --- хоть на старой CRT, хоть на ретине или 8K, --- только чёткость будет разная. Потому что это пункты, а не пиксели.

Ну а пока мы настроить dpi не можем, предлагаю ограничиться правкой конфига из профиля сборки дистрибутива. В зависимости от брендинга может быть.
Comment 20 manowar@altlinux.org 2021-04-09 12:53:18 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #17)
> (Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #9)
> > Создано вложение 9287 [details] [подробности]
> > font-name=Sans 14. А вот такое умолчание считаю уже недопустимым.
> > 
> > Со шрифтом такого размера весь DM выглядит карикатурно.
> 
> Мне вот прямо классно шрифт такого размера. А что мы, место экономим на
> экране входа ?
> 
> Почему оно должно быть мельче ?

Я думаю о того, что дизайн lightdm-gtk-greeter оставляет желать лучшего. Можно поставить большой шрифт, но тогда и поле вокруг надписи на кнопках нужно увеличивать. Я не против крупного шрифта, но не в таком дизайне.

Кстати, это всё можно сделать через CSS, по моему.
Comment 21 manowar@altlinux.org 2021-04-09 13:10:04 MSK
Сейчас соберётся версия http://git.altlinux.org/tasks/269271/ , в которой можно будет загружать CSS из произвольного файла.
Comment 22 Sergey V Turchin 2021-04-09 13:33:35 MSK
> шрифт размером 14 пунктов будет высотой ~5мм на любом экране ---
В _реальности_ не всё так просто, поэтому и предлагал _реально_ проверить на _реальном_ мониторе 4k. Ты будешь разочарован.
Comment 23 Sergey V Turchin 2021-04-09 13:35:47 MSK
Ну и кроме pixels и points ты забыл про dots.
Comment 24 manowar@altlinux.org 2021-04-09 13:38:58 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #22)
> > шрифт размером 14 пунктов будет высотой ~5мм на любом экране ---
> В _реальности_ не всё так просто, поэтому и предлагал _реально_ проверить на
> _реальном_ мониторе 4k. Ты будешь разочарован.

Я бы просто подкрутил ему dpi на 240 или сколько там нужно. Но где проверить в реальности ума не приложу. В чём там дело, можешь объяснить?
Comment 25 manowar@altlinux.org 2021-04-09 13:45:02 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #23)
> Ну и кроме pixels и points ты забыл про dots.

Нет, не забыл. Это ppi, а не dpi на самом деле, но все на это забили.

Вообще, эта проблема не ограничивается шрифтами. Я считаю, что при выпуске дистрибутива мы должны проверять, что при выставлении масштаба 1:1 в таких программах, как LibreOffice, Inkscape, GIMP, Scribus и любых других по желанию, размер страницы формата A4 на экране должен совпадать с реальным размером листа, если приложить его к экрану. Это как бы базовая вещь для WISYWIG, и если её нет, то это бага.

Хорошо бы, чтобы наши тестировщики проводили такой тест на постоянной основе.

Насколько я понимаю, это достигается правильной настройкой dpi в X, GTK и QT. Если не работает автоопределение, я готов написать соответствующий модуль для калибровки (для инсталлятора, acc или чего скажете), чтобы пользователь, вооружившись линейкой или тем же самым листом A4 мог себе легко настроить.
Comment 26 Sergey V Turchin 2021-04-09 13:45:25 MSK
> Я бы просто подкрутил ему dpi на 240 или сколько там нужно. Но где проверить
Ещё раз повторюсь: не надо ничего крутить в DM, это не его проблема.

> В чём там дело, можешь объяснить?
В GTK, в автоскалировании всего подряд, в отсутствии чего-нибудь.
Может запросто оказаться, что без микроскопа будет ничего не видно на 4K мониторе.

P.S.
Сейчас у меня не на чем посмотреть.
В sddm давно проверял -- уже всё ок.
Comment 27 Sergey V Turchin 2021-04-09 13:48:33 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #25)
> должен совпадать с реальным
> размером листа, если приложить его к экрану. Это как бы базовая вещь для
> WISYWIG, и если её нет, то это бага.
Поэтому эта фича у нас присутствует, в отличии от остальных дистрибутивов. Отключается готовой опцией в пакете xorg-96dpi, чтоб становиться как у всех.
Comment 28 manowar@altlinux.org 2021-04-09 13:49:15 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #26)
> > Я бы просто подкрутил ему dpi на 240 или сколько там нужно. Но где проверить
> Ещё раз повторюсь: не надо ничего крутить в DM, это не его проблема.

Не в DM, в иксах, конечно. Количество пикселей на дюйм --- это же глобальная настройка, одна на всех.
Comment 29 manowar@altlinux.org 2021-04-09 13:50:59 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #27)
> (Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #25)
> > должен совпадать с реальным
> > размером листа, если приложить его к экрану. Это как бы базовая вещь для
> > WISYWIG, и если её нет, то это бага.
> Поэтому эта фича у нас присутствует, в отличии от остальных дистрибутивов.
> Отключается готовой опцией в пакете xorg-96dpi, чтоб становиться как у всех.

Что значит, как у всех? Так у всех и должно быть, иначе зачем WISYWIG? Я не верю, что в дизайн-студиях народ работает с неправильным dpi и вручную подбирает подходящий масштаб.
Comment 30 Sergey V Turchin 2021-04-09 13:55:52 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #25)
> Насколько я понимаю, это достигается правильной настройкой dpi
X достаточно. А Wayland где будешь настраивать? ;-)

> я готов написать соответствующий модуль для калибровки
Я 100 лет назад сделал указание размера в alterator-x11, только толку не много.
Одно только возвращение умолчательного поведения(xorg-96dpi) всё это херит.

Там надо начинать с полноценного модуля настройки графического режима с мультиголовостью, расположением и ориентайией экранов и т.д. и Wayland сразу учитывать.
Comment 31 Sergey V Turchin 2021-04-09 13:58:08 MSK
> Я 100 лет назад сделал указание размера в alterator-x11,
Ну и понятия не имею, как это сделать сбоку, чтоб ничему не помешало.
Comment 32 Sergey V Turchin 2021-04-09 14:00:18 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #29)
> > Отключается готовой опцией в пакете xorg-96dpi, чтоб становиться как у всех.
> Что значит, как у всех?
А ты не знал, что у всех всё криво и зачастую прибито 96dpi?
Comment 33 manowar@altlinux.org 2021-04-09 14:22:03 MSK
А у кого, "у всех"? У всех GNU/Linux дистрибутивов? Или на винде? Или на маке?
Comment 34 Anton Farygin 2021-04-09 14:24:20 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #33)
> А у кого, "у всех"? У всех GNU/Linux дистрибутивов? Или на винде? Или на
> маке?

96dpi сейчас зашито в иксах.
у нас есть патч, отрывающий это поведение.
Comment 35 Sergey V Turchin 2021-04-09 14:32:59 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #33)
> А у кого, "у всех"? У всех GNU/Linux дистрибутивов?
Само собой.

P.S.
Нет, мы одни правильные, а на Mac всё криво, не говоря уже про венду. ;-P
Comment 36 manowar@altlinux.org 2021-04-09 14:55:05 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #34)
> (Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #33)
> > А у кого, "у всех"? У всех GNU/Linux дистрибутивов? Или на винде? Или на
> > маке?
> 
> 96dpi сейчас зашито в иксах.
> у нас есть патч, отрывающий это поведение.

Ты ничего не путаешь? Может быть наоборот, есть опциональный патч, который ставит 96 по умолчанию?

В противном случае весь этот багрепорт превращается в анекдот: у нас у всех разные дисплеи, жёстко прошитое 96 dpi (если это так) даёт разные размеры шрифтов для каждого из нас, но каждый предлагает удобный ему размер прописать в настройки DM как умолчание для всех. Ну бред же.
Comment 37 Anton Farygin 2021-04-09 15:10:14 MSK
не путаю, и этот патч к нам пришёл из каких-то других дистриубутивов.
https://bugzilla.xfce.org/show_bug.cgi?id=10633
https://bugs.freedesktop.org/show_bug.cgi?id=23705

Добро пожаловать в настоящий мир.
Comment 38 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:11:26 MSK
У всех X-ы кривые и зачастую тупо форсят 96DPI.
У нас это поведение оторвано и включается опцией, пример которой в пакете xorg-96dpi.
Comment 39 Anton Farygin 2021-04-09 15:15:10 MSK
И на эту проблему с 96dpi почти все забили, т.к. все понимают что будет wayland.

т.е. - нам бы по хорошему надо перетащить к 10-й версии на wayland всё что можно.
Comment 40 manowar@altlinux.org 2021-04-09 15:18:03 MSK
(Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #38)
> У всех X-ы кривые и зачастую тупо форсят 96DPI.
> У нас это поведение оторвано и включается опцией, пример которой в пакете
> xorg-96dpi.

У меня такого пакета нет, ура. Надеюсь ты прав, и этот пакет _включает_ 96 dpi, а не отключает, как по-моему предполагал Антон.
Comment 41 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:18:14 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #39)
> к 10-й версии на wayland всё что можно.
Только не по умолчанию, т.к. слишком рано.
Comment 42 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:20:55 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #40)
> Надеюсь ты прав, и этот пакет _включает_ 96
Я патчил xorg. 
Он не совсем "включает 96". Он включает поведение, при котором со слишком большой вероятнутью вычисляется, что надо форсировать 96.
Comment 43 Anton Farygin 2021-04-09 15:21:16 MSK
(Ответ для manowar@altlinux.org на комментарий #40)
> (Ответ для Sergey V Turchin на комментарий #38)
> > У всех X-ы кривые и зачастую тупо форсят 96DPI.
> > У нас это поведение оторвано и включается опцией, пример которой в пакете
> > xorg-96dpi.
> 
> У меня такого пакета нет, ура. Надеюсь ты прав, и этот пакет _включает_ 96
> dpi, а не отключает, как по-моему предполагал Антон.

Он именно _включает_ 96dpi, я наверное не очень понятно выразился.

Т.е. - по умолчанию в иксах 96dpi _включен_. 
мы его _ВЫ_ключили специальным патчем и кто-то сделал пакет, который _ВКЛЮЧАЕТ_.
Comment 44 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:22:46 MSK
> > Надеюсь ты прав, и этот пакет _включает_ 96
> Я патчил xorg. 
Прикладывал, в смысле. Патч готовый был найден. Я только умолчание у опции поменял.
Comment 45 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:24:31 MSK
Опция в пакете xorg-96dpi переключает поведение на следующее: со слишком большой вероятнутью вычисляется, что надо форсировать 96DPI. :-)
Comment 46 manowar@altlinux.org 2021-04-09 15:25:43 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #39)
> И на эту проблему с 96dpi почти все забили, т.к. все понимают что будет
> wayland.

По-моему это ещё более поспешное решение по сравнению с переходом на systemd. Лично у меня wayland падает при попытке перетащить что-то мышкой.

И в любом случае это не повод же похоронить иксы сломанными. Хотя вряд ли их когда-нибудь похоронят.

> т.е. - нам бы по хорошему надо перетащить к 10-й версии на wayland всё что
> можно.

По-хорошему нам нужно сперва ввести штатную процедуру калибровки мониторов, чтобы можно было спорить в метрических единицах, а не в стиле "у меня на том мониторе это выглядело чуть пемельче, жаль сейчас проверить не могу".
Comment 47 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:28:17 MSK
> > wayland.
> По-моему это ещё более поспешное решение
Я уверен, что можно делать сразу после Убунты ЛТС-ной, когда там станет по умолчанию.
Comment 48 Sergey V Turchin 2021-04-09 15:31:42 MSK
> "у меня на том
> мониторе это выглядело чуть пемельче, жаль сейчас проверить не могу".
Только сказочник в этой истории ты. ;-)