Bug 28018

Summary: orca: new version
Product: Sisyphus Reporter: Yuri N. Sedunov <aris>
Component: orcaAssignee: Yuri N. Sedunov <aris>
Status: CLOSED FIXED QA Contact: qa-sisyphus
Severity: normal    
Priority: P3 CC: aen, aris, manowar, viy
Version: unstable   
Hardware: all   
OS: Linux   
Bug Depends on:    
Bug Blocks: 27685    
Attachments:
Description Flags
Патч для правильного выставления локали none

Description Yuri N. Sedunov 2012-11-21 14:16:40 MSK
Требуется обновить и добиться работоспособности из коробки.
Comment 1 manowar@altlinux.org 2012-12-18 18:46:18 MSK
Обновляю, собираю…
Comment 2 manowar@altlinux.org 2012-12-18 18:59:06 MSK
orca/ChangeLog: Remove the (really old, totally unmaintained) emacspeak support.

  Кто-нибудь, кроме Миши, владеет информацией по voiceman и тому, как он связан с emacspeek? Потому как emacspeek убрали из Orca.
Comment 3 manowar@altlinux.org 2012-12-21 00:08:09 MSK
(В ответ на комментарий №0)
> Требуется обновить и добиться работоспособности из коробки.

  Было принято решение дополнить VoiceMan новым D-Bus интерфейсом, который можно было бы легко вызывать из Orca вместо упразднённого emacspeak. Ждём когда msp@ соберёт новую версию VoiceMan и напишет мануальчик по API.
Comment 4 AEN 2012-12-21 00:09:42 MSK
(В ответ на комментарий №3)
> (В ответ на комментарий №0)
> > Требуется обновить и добиться работоспособности из коробки.
> 
>   Было принято решение дополнить VoiceMan новым D-Bus интерфейсом, который
> можно было бы легко вызывать из Orca вместо упразднённого emacspeak. Ждём когда
> msp@ соберёт новую версию VoiceMan и напишет мануальчик по API.

2aris: это устраивает?
Comment 5 Yuri N. Sedunov 2012-12-21 00:39:56 MSK
(In reply to comment #4)
> (В ответ на комментарий №3)
> > (В ответ на комментарий №0)
> > > Требуется обновить и добиться работоспособности из коробки.
> > 
> >   Было принято решение дополнить VoiceMan новым D-Bus интерфейсом, который
> > можно было бы легко вызывать из Orca вместо упразднённого emacspeak. Ждём когда
> > msp@ соберёт новую версию VoiceMan и напишет мануальчик по API.
> 
> 2aris: это устраивает?

Меня устроит, если orca  будет читать с экрана и без прокладки в виде voiceman. Ждать и экспериментировать можно под другим именем.
Comment 6 manowar@altlinux.org 2012-12-21 14:23:12 MSK
  Насколько я понимаю, Orca сама говорить не умеет. В Федоре она говорит через speach-dispatcher, который у нас не собран. Причём speach-dispatcher тоже сам говорить не умеет — его всё равно нужно подключать к какому-то синтезатору. Например, к rhvoice. Так что прослойка всё равно нужна.
Comment 7 AEN 2012-12-21 15:37:44 MSK
(В ответ на комментарий №6)
>   Насколько я понимаю, Orca сама говорить не умеет. В Федоре она говорит через
> speach-dispatcher, который у нас не собран. Причём speach-dispatcher тоже сам
> говорить не умеет — его всё равно нужно подключать к какому-то синтезатору.
> Например, к rhvoice. Так что прослойка всё равно нужна.

Посмотрите сборку в rawhide.
Comment 8 manowar@altlinux.org 2012-12-26 15:55:08 MSK
  Сейчас удалось настроить связку orca -> speech-dispatcher -> flite. Правда последний у нас умеет только ALSA, а надо бы Pulse.
Comment 9 manowar@altlinux.org 2012-12-28 11:32:11 MSK
  Вчера собрал speech-dispatcher с поддержкой Pulse — больше не ругается. И, как оказалось, из него, в отличии от orca, поддержку
Comment 10 manowar@altlinux.org 2012-12-28 11:34:16 MSK
  Вчера собрал speech-dispatcher с поддержкой Pulse — больше не ругается. И, как оказалось, из него, в отличии от orca, поддержку emacspeek никто не выкинул, поэтому русский язык есть.
  Однако autospawn почему-то не работает. Поэтому решения «из коробки» тоже пока нет: orca работает только если speech-dispatcher уже запущен (пользователем). Постараюсь починить autospawn.
Comment 11 manowar@altlinux.org 2012-12-29 16:51:46 MSK
  Ага. Для «из коробки» сейчас такой расклад:

# apt-get install orca speech-dispatcher python-module-speechd

  После этого пользователю достаточно запустить orca. Нормально?
Comment 12 AEN 2012-12-29 16:54:24 MSK
(В ответ на комментарий №11)
>   Ага. Для «из коробки» сейчас такой расклад:
> 
> # apt-get install orca speech-dispatcher python-module-speechd
> 
>   После этого пользователю достаточно запустить orca. Нормально?

Вообще говоря, да. Но я так понимаю, что имелась в виду интеграция в Gnome3. Потому на усмотрение aris@.
Comment 13 manowar@altlinux.org 2012-12-29 17:03:53 MSK
  http://git.altlinux.org/tasks/87175/
Comment 14 AEN 2013-01-22 17:12:07 MSK
2manowar@, msp@: ping
Comment 15 manowar@altlinux.org 2013-01-22 17:14:59 MSK
  Дык, это. Я начал было расследование вопроса, почему gdm вызывает orca в английской локали, но тут свалился e17. :)
Comment 16 manowar@altlinux.org 2013-01-28 16:52:22 MSK
  Сейчас вырисовывается два варианта корректной установки LANG при запуске orca из gdm:

  1. повторение скрипта /usr/sbin/gdm для запуска orca;

  2. модификация скрипта /usr/sbin/gdm: сохранять полученный LANG в определённый файл и далее читать это значение при запуске orca.

  Какой вариант нравится больше?
Comment 17 AEN 2013-01-29 14:45:13 MSK
(В ответ на комментарий №16)
>   Сейчас вырисовывается два варианта корректной установки LANG при запуске orca
> из gdm:
> 
>   1. повторение скрипта /usr/sbin/gdm для запуска orca;
> 
>   2. модификация скрипта /usr/sbin/gdm: сохранять полученный LANG в
> определённый файл и далее читать это значение при запуске orca.
> 
>   Какой вариант нравится больше?

Прошу aris@ ответить asap.
Comment 18 manowar@altlinux.org 2013-01-29 19:37:31 MSK
(В ответ на комментарий №16)
>   Сейчас вырисовывается два варианта корректной установки LANG при запуске orca
> из gdm:
> 
>   1. повторение скрипта /usr/sbin/gdm для запуска orca;
> 
>   2. модификация скрипта /usr/sbin/gdm: сохранять полученный LANG в
> определённый файл и далее читать это значение при запуске orca.
> 
>   Какой вариант нравится больше?

  2msp@: Похоже, выбор за тобой.
Comment 19 AEN 2013-02-04 01:16:15 MSK
(В ответ на комментарий №18)
> (В ответ на комментарий №16)
> >   Сейчас вырисовывается два варианта корректной установки LANG при запуске orca
> > из gdm:
> > 
> >   1. повторение скрипта /usr/sbin/gdm для запуска orca;
> > 
> >   2. модификация скрипта /usr/sbin/gdm: сохранять полученный LANG в
> > определённый файл и далее читать это значение при запуске orca.
> > 
> >   Какой вариант нравится больше?
> 
>   2msp@: Похоже, выбор за тобой.

msp@ : ping
Comment 20 manowar@altlinux.org 2013-02-19 16:44:36 MSK
  Кажется, можно просто добавить LANG=$GDM_LANG в orca-autostart.desktop. Если это, конечно, не помешает запуску orca из сеанса.

  Есть другая проблема: для работы голоса нужен pulseaudio, а gdm его не запускает.
Comment 21 Yuri N. Sedunov 2013-02-19 16:57:14 MSK
(In reply to comment #20)
>   Кажется, можно просто добавить LANG=$GDM_LANG в orca-autostart.desktop. Если
> это, конечно, не помешает запуску orca из сеанса.
> 
>   Есть другая проблема: для работы голоса нужен pulseaudio, а gdm его не
> запускает.

1. У gdm''а есть специальный каталог autostart, в ём, кстати, лежит orca.desktop
2. Можно запускать pulseaudio системно, что, вообще, кажется хорошей идеей, если пользователей больше одного.
Comment 22 manowar@altlinux.org 2013-02-19 17:00:41 MSK
(В ответ на комментарий №21)
> (In reply to comment #20)
> >   Кажется, можно просто добавить LANG=$GDM_LANG в orca-autostart.desktop. Если
> > это, конечно, не помешает запуску orca из сеанса.
> > 
> >   Есть другая проблема: для работы голоса нужен pulseaudio, а gdm его не
> > запускает.
> 
> 1. У gdm''а есть специальный каталог autostart, в ём, кстати, лежит
> orca.desktop

  Попробую положить туда pulseaudio.

> 2. Можно запускать pulseaudio системно, что, вообще, кажется хорошей идеей,
> если пользователей больше одного.

  Это только кажется. Мне Серёжа Большаков в своё время целую лекцию прочёл, почему это плохо. :) Впрочем, об этом говориться даже на сайте PulseAudio.
Comment 23 AEN 2013-04-21 17:44:04 MSK
aris@ удалил orca из Сизифа, что жестко, но справдливо в условиях полугодового топтания в этой баге без видимого прогресса.
Обидно, коллеги.
Comment 24 Yuri N. Sedunov 2013-04-23 09:54:52 MSK
Если кто не в курсе, для orca-3.8 требуется новый speech-dispatcher >= 0.8, который python3-only, но у sugar  python3 только в планах.
Comment 25 AEN 2013-04-24 01:26:36 MSK
(В ответ на комментарий №24)
> Если кто не в курсе, для orca-3.8 требуется новый speech-dispatcher >= 0.8,
> который python3-only, но у sugar  python3 только в планах.

И что? Надо собирать его с python3.
Comment 26 manowar@altlinux.org 2013-05-07 09:35:45 MSK
  А ещё у msp@ должны быть наработки для поддержки VoiceMan. Мне кажется, что короче будет заменить speech-dispatcher, чем дожидаться сборки Sugar.
Comment 27 AEN 2013-05-08 16:00:40 MSK
(В ответ на комментарий №26)
>   А ещё у msp@ должны быть наработки для поддержки VoiceMan. Мне кажется, что
> короче будет заменить speech-dispatcher, чем дожидаться сборки Sugar.

Вот что точно не нужно делать, так это дожидаться сборки Sugar.
Вообще, дожидаемся уже полгода.
Comment 28 AEN 2013-05-10 14:11:10 MSK
2viy@: Если sugar сейчас отстает, то лучше отложить его в сторонку, так как gnome3 требует нового speech-dispatcher и готов к нему. 
См. http://git.altlinux.org/tasks/index/sisyphus/failed/97127/logs/events.1.1.log
Comment 29 AEN 2013-05-10 22:27:05 MSK
(В ответ на комментарий №28)
> 2viy@: Если sugar сейчас отстает, то лучше отложить его в сторонку, так как
> gnome3 требует нового speech-dispatcher и готов к нему. 
> См.
> http://git.altlinux.org/tasks/index/sisyphus/failed/97127/logs/events.1.1.log

Замечу, что в rawhide http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm , собранный с обоими врсиями python, сосуществует с sugar.
Comment 30 AEN 2013-05-10 22:29:00 MSK
> 
> Замечу, что в rawhide
> http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm
> , собранный с обоими врсиями python, сосуществует с sugar.

И с  orca-3.8.1
Comment 31 manowar@altlinux.org 2013-05-10 22:50:22 MSK
> Вы посмотрите сюда:
> http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm

> Там все собрано.

  Скорее сюда, т.к. у нас уже 0.8:

http://pkgs.fedoraproject.org/cgit/speech-dispatcher.git/tree/speech-dispatcher.spec

  Тут он вроде как собирается с обоими питонами, хотя явных аналогов %python_build + %python3_build, как это принято у нас, я не вижу. У меня же сборка по оба Питона не сработала. Возможно, что стоит ещё раз посмотреть, в чём там дело.
Comment 32 Yuri N. Sedunov 2013-05-10 22:52:09 MSK
(In reply to comment #30)
> > 
> > Замечу, что в rawhide
> > http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm
> > , собранный с обоими врсиями python, сосуществует с sugar.
> 
> И с  orca-3.8.1

https://git.gnome.org/browse/orca/tree/configure.ac?h=gnome-3-8
...
echo "NOTE: Speech support requires speech-dispatcher >= 0.8."
...
Comment 33 Yuri N. Sedunov 2013-05-10 22:59:36 MSK
(In reply to comment #31)
> > Вы посмотрите сюда:
> > http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm
> 
> > Там все собрано.
> 
>   Скорее сюда, т.к. у нас уже 0.8:
> 
> http://pkgs.fedoraproject.org/cgit/speech-dispatcher.git/tree/speech-dispatcher.spec
> 
>   Тут он вроде как собирается с обоими питонами, хотя явных аналогов
> %python_build + %python3_build, как это принято у нас, я не вижу. У меня же
> сборка по оба Питона не сработала. Возможно, что стоит ещё раз посмотреть, в
> чём там дело.

speech-dispatcher-0.8 -- python3-only. А в rawhide порой встречаются черновики/заготовки, -- на надо в них смотреть.
Comment 34 AEN 2013-05-10 23:08:13 MSK
(В ответ на комментарий №32)
> (In reply to comment #30)
> > > 
> > > Замечу, что в rawhide
> > > http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm
> > > , собранный с обоими врсиями python, сосуществует с sugar.
> > 
> > И с  orca-3.8.1
> 
> https://git.gnome.org/browse/orca/tree/configure.ac?h=gnome-3-8
> ...
> echo "NOTE: Speech support requires speech-dispatcher >= 0.8."

Это не слишком аккуратное сообщение, если тест не прошел. А он проходит с 0.7.1

> ...
Comment 35 AEN 2013-05-10 23:09:01 MSK
(В ответ на комментарий №33)
> (In reply to comment #31)
> > > Вы посмотрите сюда:
> > > http://mirror.yandex.ru/fedora/linux/development/rawhide/source/SRPMS/s/speech-dispatcher-0.7.1-11.fc20.src.rpm
> > 
> > > Там все собрано.
> > 
> >   Скорее сюда, т.к. у нас уже 0.8:
> > 
> > http://pkgs.fedoraproject.org/cgit/speech-dispatcher.git/tree/speech-dispatcher.spec
> > 
> >   Тут он вроде как собирается с обоими питонами, хотя явных аналогов
> > %python_build + %python3_build, как это принято у нас, я не вижу. У меня же
> > сборка по оба Питона не сработала. Возможно, что стоит ещё раз посмотреть, в
> > чём там дело.
> 
> speech-dispatcher-0.8 -- python3-only. А в rawhide порой встречаются
> черновики/заготовки, -- на надо в них смотреть.

Можно посмотреть в F19, там то же самое.
Comment 36 viy 2013-05-10 23:26:28 MSK
(В ответ на комментарий №28)
> 2viy@: Если sugar сейчас отстает, то лучше отложить его в сторонку, так как
> gnome3 требует нового speech-dispatcher и готов к нему. 
> См.
> http://git.altlinux.org/tasks/index/sisyphus/failed/97127/logs/events.1.1.log

ок, я пока оторвал.
Comment 37 Yuri N. Sedunov 2013-05-10 23:34:38 MSK
(In reply to comment #34)
> > https://git.gnome.org/browse/orca/tree/configure.ac?h=gnome-3-8
> > ...
> > echo "NOTE: Speech support requires speech-dispatcher >= 0.8."
> 
> Это не слишком аккуратное сообщение, если тест не прошел. А он проходит с 0.7.1

Вот и ответ на вопрос, почему в федоре speech-dispatcher-0.7

(In reply to comment #35)
> > speech-dispatcher-0.8 -- python3-only. А в rawhide порой встречаются
> > черновики/заготовки, -- на надо в них смотреть.
> 
> Можно посмотреть в F19, там то же самое.

Видимо, в F19 orca не работает или не работает должным образом.
Comment 38 Yuri N. Sedunov 2013-05-16 13:46:40 MSK
Работает ли orca-3.8.1-alt1?
Comment 39 manowar@altlinux.org 2013-05-16 17:38:18 MSK
  Сейчас-сейчас: у меня что-то regular-gnome не устанавливается в VirtualBox.
Comment 40 manowar@altlinux.org 2013-05-21 02:52:02 MSK
  Не работает: там что-то криво собралось, разбираюсь.
Comment 41 AEN 2013-06-21 15:40:43 MSK
(В ответ на комментарий №40)
>   Не работает: там что-то криво собралось, разбираюсь.

А текущая версия работает?
Comment 42 Yuri N. Sedunov 2013-07-01 15:38:32 MSK
Зачем orca-3.9.x в сизифе? 3.8.2 .хуже не работает?
Comment 43 manowar@altlinux.org 2013-07-01 15:48:55 MSK
  Нет, она не работает ещё хуже: там ошибка при старте. Собственно говоря, с более приоритетными вопросами я на той неделе разобрался. Приступаю.
Comment 44 Yuri N. Sedunov 2013-07-01 16:02:51 MSK
(In reply to comment #43)
>   Нет, она не работает ещё хуже: там ошибка при старте.

Так, зачем в сизиф был отправлена заведомо нерабочая сборка из нестабильной ветки?
Comment 45 manowar@altlinux.org 2013-07-02 17:43:22 MSK
  Без паники, похоже, что главное окно просто упразднили, но окно для установки параметров доступно по нажатию Insert + Space либо CapsLock + Space. Перехожу к решению основной проблемы — русская речь из коробки в gdm.
Comment 46 manowar@altlinux.org 2013-07-03 11:04:06 MSK
Created attachment 5868 [details]
Патч для правильного выставления локали


  Пока что вот так. Но ещё тестирую.
Comment 47 manowar@altlinux.org 2013-07-03 18:58:14 MSK
  orca 3.9.3-alt1
  speech-dispatcher 0.8-alt2

  Работает и в gdm и в сеансе, при выборе соответствующего пункта во "Вспомогательных технологиях". Единственное что, этот выбор не переносится из gdm в сеанс. Но это уже, видимо, бага, не относящаяся речевым технологиям как таковым.

  Рецепт такой:

  apt-get install orca speech-dispatcher-output-pulse python3-module-speechd

При этом orca действительно не требует наличия python3-module-speechd — это просто одна из опций. А последний, в свою очередь, не линкуется со speech-dispatcher, с которым он может работать, например, по сети.
Comment 48 manowar@altlinux.org 2013-07-08 14:12:43 MSK
https://bugzilla.gnome.org/show_bug.cgi?id=703645
Comment 49 Yuri N. Sedunov 2013-10-25 14:06:44 MSK
Пора бы проверив отправить в Сизиф orca-3.10.1.
Comment 50 manowar@altlinux.org 2013-10-26 01:04:17 MSK
  Сделано. После обновления и перезагрузки системы изменений в работе "говорилки" не обнаружено.